Этапы коррекции произношения
Традиционная работа по коррекции звукопроизношения состоит из нескольких этапов:
3
2
4
1
Подготовительная работа
Это один из самых важных этапов. Занятия с ребёнком направлены на развитие подвижности органов артикуляции, речевого выдоха, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха.
В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.
Постановка звука
Существует три способа постановки звука:
  1. По подражанию. Внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции с использованием исключительно зрительных и тактильно-вибрационных ощущений.
  2. Механический. Оказывается помощь органам артикуляции специальными логопедическими инструментами (зондами) или специально подготовленными подручными средствами (зондозаменителями).
  3. Смешанный. Используются приемы 2-х предыдущих способов.
Автоматизация поставленного звука
К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов. Этот процесс может занят достаточно много времени.
Дифференциация звуков
Различение на слух похожих по артикуляции звуков, смешиваемых звуков. Этот этап поможет избежать в будущем ошибок на письме, дисграфии.
На всех этапах работы широко используются игровые приемы деятельности, различные картинки-символы, логопедические песенки, настольные игры, предметные и сюжетные картинки, демонстрационные альбомы, насыщенные речевым материалом на отрабатываемый звук.
Параллельно со всеми видами деятельности ведется расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, монологической связной речи. Полезными будут коммуникационные игры, логоритмика, занятия по вокалу
Многие задают вопрос, сколько времени занимает исправление звуков у ребенка. Ответы "бывалых" родителей очень противоречивы: кому-то поставили звук за две недели, а кто-то занимался с ребенком год. Создаётся ложное мнение, что если не за две неделю, то логопед плохо работает. Но существуют факторы, которые влияют на разницу в скорости коррекции звуков:
  1. Часто путают «постановку звука» с полной коррекцией звукопроизношения. Нужно знать, что постановка звука – это лишь один из этапов коррекционной работы. Новый звук необходимо еще и ввести в речь (автоматизировать), а на это требуется время.
  2. Сроки зависят от количества звуков, которые нужно корректировать. На автоматизацию одного звука уходит 35-45 дней (это физиологические сроки формирования привычки для любого человека). Исправление нескольких звуков, конечно, требует большего времени.
  3. Сроки зависят от возраста ребенка. В 2 - 3 года пытаться поставить звук [ Р ] нецелесообразно, потому что он еще не готов физически. Именно в таких случаях постановка звука может занять полгода, а в 5 лет можно справиться за полтора месяца. Если начинать заниматься в соответствии с возрастными нормами - коррекционная работа идет быстрее.
  4. Нужно учитывать виды речевых нарушений: ФФНР, дислалия, дизартрия... В случае дислалии коррекционная работа занимает меньше времени. При других нарушениях добавляются новые этапы коррекционной работы, не считая того, что сама постановка и автоматизация звуков при них более сложные и длительные.
  5. Искажения звуков. Это может быть межзубное , нижнее, щёчное, боковое, велярное, увулярное , одноударное и т.п. неправильное произношение различных звуков. В этом случае стоит обратиться к логопеду, как только заметили, не дожидаясь "положенного возраста". Потому что замена одной привычки на другую занимает больше времени, чем простое формирование правильной привычки «с нуля».
  6. Речевой негативизм ребенка отрицательно влияет на успешность коррекционной работы. Чем старше становится ребенок, тем больше вероятность осознания им своего дефекта, что часто приводит его к нежеланию (страху) исправлять звук и связанных с этим дальнейших психологических проблем.
  7. Индивидуальные особенности ребенка. При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различное внимание, память, усидчивость, послушание и много других индивидуальных отличительных черт. Это отражается на скорости работы.
От чего зависит скорость коррекции звуков?

Made on
Tilda