Традиционная работа по коррекции звукопроизношения состоит из нескольких этапов:
Это один из самых важных этапов. Занятия с ребёнком направлены на развитие подвижности органов артикуляции, речевого выдоха, голосовых возможностей, слухового восприятия и фонематического слуха.
В этот же период развивают мелкую и общую моторику, работают над совершенствованием представлений о пространстве.
Существует три способа постановки звука:
- По подражанию. Внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции с использованием исключительно зрительных и тактильно-вибрационных ощущений.
- Механический. Оказывается помощь органам артикуляции специальными логопедическими инструментами (зондами) или специально подготовленными подручными средствами (зондозаменителями).
- Смешанный. Используются приемы 2-х предыдущих способов.
Автоматизация поставленного звука
К автоматизации переходят только после уверенного произнесения ребенком изолированного звука без подготовки артикуляционного уклада, самостоятельно, спонтанно.
Поставленный звук вводится сначала в простые слоги. Затем в слова в определенной позиции (выбор позиции звука в слове зависит от отрабатываемого конкретного звука) без стечения согласных. Постепенно переходят к слогам и словам со стечением согласных в слове, к словам сложной слоговой структуры. Далее звук закрепляется в словосочетаниях, предложениях, текстах чистоговорок, загадок, скороговорок, стихов. Этот процесс может занят достаточно много времени.
Различение на слух похожих по артикуляции звуков, смешиваемых звуков. Этот этап поможет избежать в будущем ошибок на письме, дисграфии.