Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. Работа с ними - один из этапов в коррекции нарушений слоговой структуры слова. Деткам с такими нарушениями сложно переключаться с одного звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. С помощью ВРР (визуально-ритмических рядов) ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться.
ВРР может быть в трёх плоскостях (от простого к сложному): горизонтальный ряд, вертикальный ряд, окружность.
Последовательность выкладывания предметов - 1:1 ( в 2 - 3 года ), 2:1, 1:1:1, 1:2 ( в 4 - 6 лет).
Как предъявлять инструкцию?
- Начинаем с последовательности 1:1. Вы выкладываете 4 предмета 🍏🍓🍏🍓, затем спрашиваете: «Что дальше?». Ребёнок должен понять последовательность и выложить дальше. Затем подсказываем только указательным жестом.
- Нужно выкладывать не менее 6-ти предметов ( идеально 10 -12 ). Если выложить мало, то мы можем не увидеть ошибок ребёнка.
Сам по себе визуально-ритмический ряд является проверкой логических операций ребёнка (когнитивной сферы). Но мы, логопеды, накладываем моторную программу и речь.
У детей с нарушением слоговой структуры слова (если проблема с переключаемостью) нарушено моторное планирование - умение выполнять целенаправленные, последовательные движения. Мы можем подключить это в работе с ВРР.
Выкладываем ряд 1:1, добавляем движения (пальчик - ладошка - пальчик - ладошка...). Также можно добавить речь - переключение со звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. Если ряд 1:1, то добавив звуки, получится так: А - У - А - У - А - У...
Я люблю использовать ВВР при автоматизации звуков, даже если у ребёнка нет нарушений слоговой. Автоматизировать звуки, например, Ш, выкладывая ряд (ШиШка-ШиШечка-камеШек-перыШко).
Здесь не стоит цель научить переключаться, скорее разнообразить процесс автоматизации. Я использую рядочки практически на каждом занятии, решая разные задачи.